AAAAA A A А x

Анализ практики осуществления федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса за 2022 год

Управлением Росгвардии республики осуществляется контроль за обеспечением безопасности объектов ТЭК. На учете находится 15 субъектов ТЭК с 49 категорированными объектами.

Планом плановых проверок объектов ТЭК на 2022 год предусмотрены проверки 6 субъектов ТЭК (10 объектов), из них проверено 10 объектов или 100% от плана.

Всего в ходе плановых/внеплановых проверок в отношении 20 объектов (11 субъектов) выявлено: неисполнение 5-ти предписаний (не исполнено 36 пунктов требований обеспечения безопасности), 93 нарушения требований безопасности и антитеррористической защищенности, составлен 21 протокол по ст.ст. 19.5, 20.30 КоАП РФ (12-должностное лицо, 9-юридическое), выдано 10 предписаний об устранении нарушений, применены штрафные санкции на сумму порядка 700 тыс.руб.

Следует отметить наиболее часто встречающиеся нарушения обязательных требований:

- отсутствие технического задания на проектирование и внедрение инженерно-технических средств охраны,

- неукомплектованность системами охранного освещения, сигнализации, видеонаблюдения,

- несвоевременная актуализация паспортов безопасности по основаниям, указанным в постановлении Правительства РФ от 05.05.2012 № 460 «Об утверждении Правил актуализации паспорта безопасности объекта топливно-энергетического комплекса».

Основные причины негативного проявления в части невыполнения требований в области инженерно-технической укрепленности объектов ТЭК повторяются из года в год, что указывает на невыполнение субъектами ТЭК в полном объеме законных требований Росгвардии, то есть имеет место быть формальный подход к их исполнению.

В условиях нарастающей геополитической напряженности антитеррористическая политика субъектов ТЭК должна способствовать повышению устойчивости функционирования объектов ТЭК, опирающейся на принципы всеобщей, равной и неделимой безопасности, углублению многостороннего взаимодействия без разделительных линий и блоковых подходов в целях совместного решения проблем безопасности.

Энергетика Российской Федерации, основой которой является ТЭК, вносит значительный вклад в национальную безопасность и социально-экономическое развитие государства.

Так, целями обеспечения безопасности объектов ТЭК являются их устойчивое и безопасное функционирование, защита интересов личности, общества и государства в сфере ТЭК от актов незаконного вмешательства (часть 1 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса»).

Поскольку угрозы безопасности в рассматриваемой сфере носят не временный (сиюминутный) характер и требуют адекватного проведения повседневных превентивных мер для их минимизации, пунктом 4 статьи 4 Закона № 256-ФЗ определен принцип непрерывности процесса обеспечения безопасности объектов ТЭК.

Таким образом, реконструкция (модернизация) объектов ТЭК должны проводиться в кратчайшие сроки для достижения целей обеспечения безопасности.

В этой связи подпунктом 6 пункта 47 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400, определена задача по повышению уровня антитеррористической защищенности объектов ТЭК.

Анализ исполнения субъектами ТЭК предписаний об устранении нарушений показывает, что, как правило, руководители ссылаются на 3 основные причины несвоевременного устранения нарушений:

- природно-климатические условия республики и связанные с ними сложности при проектировании инженерно-технических средств охраны;

- отсутствие денежных средств у субъектов ТЭК на устранение нарушений, требующих значительных финансовых вложений;

- проведение мероприятий, требующих разработки и утверждения сложной технической документации, а также определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) на конкурсной основе, предусмотренной законодательством в сфере закупок товаров, работ и услуг.

В целях недопущения указанных, а также иных нарушений федерального законодательства, устанавливающего требования к антитеррористической защищенности объектов ТЭК, рекомендуем руководителям таких организаций принять организационно-практические меры, в том числе:

- строго руководствоваться Перечнем работ, непосредственно связанных с обеспечением безопасности объектов ТЭК, утвержденным приказом Минэнерго России от 13.12.2011 № 587;

- при проведении необходимых организационных мероприятий руководствоваться требованиями Федерального закона от 21.06.2011 № 256-ФЗ и техническими требованиями постановлений Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 № 458 дсп, от 19.09.2015 № 993 дсп;

- при разработке технической документации на проектирование и внедрение инженерно-технических средств охраны руководствоваться Градостроительным кодексом Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», приказом Минстроя России от 01.03.2018 № 125/пр «Об утверждении типовой формы задания на проектирование объекта капитального строительства и требований к его подготовке», «ГОСТ Р 21.101-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Система проектной документации для строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации» (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 23.06.2020 № 282-ст) и других нормативных актов Российской Федерации в части касающейся;

- в целях обмена опытом в деле обеспечения безопасности объектов ТЭК проводить семинары, принимать участие в рабочих встречах с должностными лицами заинтересованных государственных органов и представителями других субъектов ТЭК;

- при модернизации (реконструкции) и проектировании объектов ТЭК обращаться в специализированные организации, имеющие соответствующую аккредитацию и опыт;

- для повышения квалификации и профессиональной переподготовки своевременно направлять в образовательные организации Минэнерго России и иные ведомственные ВУЗы вновь принятых специалистов, обеспечивающих безопасность и антитеррористическую защищенность объектов ТЭК;

- планировать и проводить мероприятия по повышению безопасности функционирования объектов, для чего заблаговременно и качественно разрабатывать техническую документацию с целью заключения договоров на поставку и монтаж инженерно-технических средств охраны в специализированных организациях;

- в случае неисполнения своевременно предписания об устранении нарушений направить (не позднее чем за 10 рабочих дней до окончания срока истечения действия предписания) в контролирующий орган мотивированное обращение о продлении срока его исполнения, но не более чем на 1 год;

- при выявлении межведомственными комиссиями по категорированию на объектах недостатков антитеррористической защищенности, включать в паспорта безопасности реальные сроки выполнения мероприятий по совершенствованию и реконструкции инженерно-технических средств охраны.

Отмечаем, что в 2022 году поэтапно реализованы положения Федерального закона от 28.06.2022 № 230-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 09.11.2022 № 2011 установлен порядок проверки сведений в отношении физических лиц, выполняющих работу, непосредственно связанную с обеспечением безопасности объектов ТЭК.

Такая проверка должна осуществляться при заключении с проверяемыми лицами трудового договора или гражданско-правового договора. Для допуска к работе проверяемое лицо представляет декларацию по форме, установленной субъектом ТЭК.

Субъект ТЭК проводит проверку один раз в 3 года.

Кроме того, утвержден перечень таких сведений. Он включает, например, сведения о наличии (отсутствии) судимости или факта уголовного преследования, иностранного гражданства, а также о том, что физическое лицо не состоит на учете в учреждениях органов здравоохранения по поводу психического заболевания, алкоголизма или наркомании.

В связи с изменениями в законодательстве о безопасности объектов ТЭК утверждена форма обращения о предоставлении субъекту ТЭК права на учреждение частной охранной организации, направляемого в Минэнерго России (распоряжение Правительства Российской Федерации от 01.10.2022 № 2886-р).

Кроме этого, распоряжением установлен перечень необходимых документов, направляемых субъектом ТЭК в Минэнерго России для подготовки правительственного решения о предоставлении права на учреждение частной охранной организации.

Следует обратить внимание, что с 26 декабря 2022 года устанавливается следующее:

1) требования, которым должны соответствовать частные охранные организации, которые вправе осуществлять физическую защиту объектов ТЭК (постановление Правительства Российской Федерации от 08.12.2022 № 2258 «Об утверждении специальных требований к частным охранным организациям, которые вправе осуществлять физическую защиту объектов топливно-энергетического комплекса в соответствии с пунктами 2 и 3 части 4 статьи 9 Федерального закона «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса»»).

Приводятся требования к уставному капиталу организации, опыту работы в указанной сфере, ее работникам и порядку их оформления, наличию действующей лицензии и прочее.

2) форма паспорта безопасности объекта ТЭК (распоряжение Правительства Российской Федерации от 03.12.2022 № 3722-р «Об утверждении формы паспорта безопасности объекта ТЭК»).

Паспорт включает в себя общие сведения об объекте и организации, сведения: о потенциально опасных участках объекта и степени его потенциальной опасности, оценке возможных последствий акта незаконного вмешательства, порядке организации физической защиты объекта.

В 2023 году Правительство Российской Федерации продолжит реализацию положения Федерального закона от 28.06.2022 № 230-ФЗ, в связи с чем ожидается принятие ряда важных нормативных правовых актов в рассматриваемой сфере.

__________________________

Отдел государственного контроля

Управления Росгвардии по Республике Саха (Якутия)


Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации