Всего под контролем Росгвардии республики находится 21 субъект ТЭК со 111 категорированными объектами ТЭК, в т.ч.: 7 средней, 104 низкой категории опасности.
План плановых проверок объектов ТЭК на 2024 год реализован в полном объеме (7 объектов).
Всего проверками охвачено 15 объектов, из них в ходе плановых проверок - 7, внеплановых - 8 (суммарно охвачено 10 субъектов ТЭК), выявлено 27 нарушений обязательных требований, факт неисполнения 2 предписаний (17 пунктов), составлено 6 протоколов об административных правонарушениях по 2 в каждом случае ст.ст.19.4.1 (воспрепятствование проверки), 19.5 (неисполнение предписания), 20.30 (нарушение требований безопасности и антитеррористической защищенности), выдано 4 предписания, применены штрафные санкции в размере 60 т.р. (взыскано 100%).
Проведенный анализ выявленных нарушений свидетельствует о том, что наиболее характерными нарушениями продолжают оставаться несоответствие предъявляемым требованиям к оборудованию объектов инженерно-техническими средствами охраны (защиты), что составляет порядка 90% от общего числа выявленных нарушений в отчетном периоде.
Вместе с тем по итогам 2024 года отмечено ненадлежащее исполнение ответственными лицами обязанностей, выраженных в допущении административных правонарушений против порядка управления (ст. ст. 19.4.1, 19.5 КоАП РФ).
Основные причины невыполнения требований в области инженерно-технической укрепленности объектов ТЭК повторяются из года в год, что указывает на игнорирование субъектами ТЭК законных требований Росгвардии, то есть имеет место быть формальный подход к их реализации, что недопустимо в условиях геополитической напряженности.
Анализ исполнения субъектами ТЭК предписаний об устранении нарушений показывает, что, как правило, руководители ссылаются на 3 основных фактора несвоевременного устранения нарушений:
- природно-климатические условия республики и связанные с ними сложности при проектировании инженерно-технических средств охраны;
- отсутствие денежных средств у субъектов ТЭК на устранение нарушений, влекущие значительные финансовые вложения;
- проведение мероприятий, требующих разработки и утверждения сложной технической документации, а также определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) на конкурсной основе, предусмотренной законодательством в сфере закупок товаров, работ и услуг.
По результатам 10 проверок объектов ТЭК (плановая — 5, внеплановая — 5) фактов нарушений обязательных требований не установлено, что свидетельствует о добросовестном проведении субъектами ТЭК антитеррористических мероприятий.
Между тем в условиях сохраняющейся геополитической напряженности антитеррористическая политика субъектов ТЭК должна способствовать повышению устойчивости функционирования объектов ТЭК, опирающейся на принципы всеобщей, равной и неделимой безопасности, углублению многостороннего взаимодействия без разделительных линий и блоковых подходов в целях совместного решения проблем безопасности.
Энергетика Российской Федерации, основой которой является ТЭК, вносит значительный вклад в национальную безопасность и социально-экономическое развитие государства.
Поскольку угрозы безопасности в рассматриваемой сфере носят не временный (сиюминутный) характер и требуют адекватного проведения повседневных превентивных мер для их минимизации, пунктом 4 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» определен принцип непрерывности процесса обеспечения безопасности объектов ТЭК.
Таким образом, реконструкция (модернизация) объектов ТЭК должны проводиться в кратчайшие сроки для достижения целей обеспечения безопасности.
В целях недопущения указанных, а также иных нарушений федерального законодательства, устанавливающего требования к антитеррористической защищенности объектов ТЭК, рекомендуем руководителям таких организаций принять организационно-практические меры, в том числе:
- при проектировании инженерно-технических средств охраны (защиты), категорировании и актуализации паспортов безопасности на объектах ТЭК принимать во внимание новый вид потенциальной угрозы с использованием (применением) беспилотных аппаратов, принятый постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2024 № 221 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 2 октября 2013 г. № 861»;
- в целях принятия решения о допуске лиц к работе, непосредственно связанной с обеспечением безопасности объектов ТЭК, проводить проверочные мероприятия по установлению фактов наличия (отсутствия) неснятой или непогашенной судимости за совершение умышленных преступлений, уголовного преследования, двойного гражданства (подданства) либо вида на жительства на территории иностранного государства, психического заболевания, алкоголизма или наркомании;
- строго руководствоваться Перечнем работ, непосредственно связанных с обеспечением безопасности объектов ТЭК, утвержденным приказом Минэнерго России от 13.12.2011 № 587;
- при проведении необходимых организационных мероприятий руководствоваться требованиями Федерального закона от 21.06.2011 № 256-ФЗ и техническими требованиями постановлений Правительства Российской Федерации от 03.08.2024 № 1046;
- в целях обмена опытом в деле обеспечения безопасности объектов ТЭК проводить семинары, принимать участие в рабочих встречах с должностными лицами заинтересованных государственных органов и представителями других субъектов ТЭК;
- при модернизации (реконструкции) и проектировании объектов ТЭК обращаться в специализированные организации, имеющие соответствующую аккредитацию и опыт;
- для повышения квалификации и профессиональной переподготовки своевременно направлять в образовательные организации Минэнерго России и иные ведомственные ВУЗы вновь принятых специалистов, обеспечивающих безопасность и антитеррористическую защищенность объектов ТЭК;
- планировать и проводить мероприятия по повышению безопасности функционирования объектов, для чего заблаговременно и качественно разрабатывать техническую документацию с целью заключения договоров на поставку и монтаж инженерно-технических средств охраны в специализированных организациях;
- в случае неисполнения своевременно предписания об устранении нарушений направить (не позднее, чем за 10 рабочих дней до окончания срока истечения действия предписания) в контролирующий орган мотивированное обращение о продлении срока его исполнения, но не более чем на 1 год;
- при выявлении межведомственными комиссиями по категорированию на объектах недостатков антитеррористической защищенности, включать в паспорта безопасности реальные сроки выполнения мероприятий по совершенствованию и реконструкции инженерно-технических средств охраны.
Напоминаем, что в 2024 году в части, касающейся, вступили в силу новые нормативные правовые акты:
постановление Правительства РФ от 12.05.2023 № 740 «Об утверждении Правил осуществления Росгвардией и ее территориальными органами федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов ТЭК, которым присвоена категория опасности»;
постановление Правительства РФ от 28.02.2024 № 221 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28.02.2013 № 861»;
постановление Правительства РФ от 03.08.2024 № 1046 «Об утверждении Требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса»;
постановление Правительства РФ от 23.09.2024 № 1284 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»;
приказ Росгвардии от 09.04.2024 № 95 «О внесении изменений в типовые требования к должностной инструкции частного охранника на объекте охраны, утвержденные приказом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 19.10.2020 № 419».
В этой связи и в целях обеспечения безопасности объектов ТЭК, предупреждения и пресечения нарушений обязательных требований, рекомендуем субъектам ТЭК продолжить обращаться в письменной форме в адрес территориальных органов Росгвардии о проведении профилактических визитов в форме осмотра и профилактической беседы по месту нахождения объектов ТЭК либо путем использования видео-конференцсвязи с выдачей разъяснений рекомендательного характера.
В 2025 году Правительством Российской Федерации продолжится реализация положений Федерального закона от 28.06.2022 № 230-ФЗ, в связи с чем ожидается принятие ряда важных нормативных правовых актов в рассматриваемой сфере.
Отдел государственного контроля
Управления Росгвардии по Республике Саха (Якутия)