AAAAA A A А x

Анализ практики осуществления федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса за I полугодие 2022 года

Управлением Росгвардии республики осуществляется контроль за обеспечением безопасности объектов ТЭК.

На учете находится 14 субъектов ТЭК с 49 категорированными объектами, в т.ч.:

- 1 объект высокой категории опасности,

- 6 средней,

- 42 низкой.

Планом плановых проверок объектов ТЭК на 2022 год предусмотрены проверки 6 субъектов ТЭК (10 объектов), из них проверено 5 объектов или 50% от плана.

По итогам 1 полугодия 2022 года осуществлено 10 плановых/внеплановых проверок в отношении 10-ти субъектов (10 объектов). Выявлены факты неисполнения 2-х предписаний, 55 нарушений требований безопасности и АТЗ (плановые проверки), составлено 9 протоколов по ст.ст. 19.5, 20.30 КоАП РФ (6-долж.лицо, 3-юрид.лицо), выдано 5 предписаний, применены штрафные санкции в размере 235 тыс.руб., в т.ч.:

планово (5 субъектов+5 объектов):

1.Каскад Вилюйских ГЭС (ПАО «Якутскэнерго»), 13 нарушений, 1 протокол по ст. 20.30 КоАП РФ (долж.лицо), выдано 1 предписание, применены штрафные санкции в размере 50 тыс.руб.,

2. «Нижнеянская нефтебаза» (АО «Саханефтегазсбыт»), выявлено 16 нарушений требований безопасности и АТЗ, составлено 2 адм.протокола (юр.лицо и должн.лицо) по ст.20.30 КоАП РФ, выдано 1 предписание, применены штрафные санкции в размере 50 тыс.руб. и 30 тыс.руб.,

3. Приемо-сдаточный пункт товарной нефти АО «Верхнечонскнефтегаз», выявлено 5 нарушений требований безопасности и АТЗ, составлено 2 адм.протокола (юр.лицо и должн.лицо) по ст.20.30 КоАП РФ, выдано 1 предписание, применены штрафные санкции в размере 50 тыс.руб. и 30 тыс.руб.,

4. Якутское региональное диспетчерское управление филиала АО «Системный оператор Единой энергетической системы», выявлено 1 нарушение Правил актуализации паспорта безопасности объекта ТЭК, 1 протокол по ст. 20.30 КоАП РФ (долж.лицо), выдано 1 предписание, применены штрафные санкции в размере 30 тыс.руб.,

5. Светлинская ГЭС (АО «Вилюйская ГЭС-3»), выявлено 20 нарушений, составлен 1 адм.протокол (должн.лицо) по ч. 2 ст. 20.30 КоАП РФ, выдано 1 предписание.

внепланово (5 субъектов+5 объектов):

1.Установка комплексной подготовки газа (ПАО «ЯТЭК») (документарно), нарушений не выявлено, предписание исполнено в полном объеме;

2. «Ленская нефтебаза» АО «Саханефтегазсбыт», выявлен факт неисполнения 1 предписания (10 нарушений требований безопасности), составлен акт проверки, 1 протокол по ст.19.5 КоАП РФ (юр. лицо), наложен штраф 20 тыс.руб.,

3. Установка подготовки нефти ООО «Иреляхское», выявлен факт неисполнения 1 предписания (3 нарушения), составлен акт проверки, 1 протокол по 19.5 КоАП РФ (долж. лицо), наложен штраф 5 тыс.руб.

4. Пункт подготовки и сбора нефти АО «РНГ», нарушений не выявлено, предписание об устранении нарушений исполнено,

5. Якутская ГРЭС-2 ПАО «Якутскэнерго», нарушений не выявлено, предписание об устранении нарушений исполнено.

Следует отметить наиболее часто встречающиеся нарушения обязательных требований:

не разработка технического задания на проектирование и внедрение инженерно-технических средств охраны,

невыполнение требований в области инженерно-технической укрепленности и антитеррористической защищенности объекта и критических элементов,

отсутствие системы охранного освещения,

неработоспособность охранной сигнализации,

необеспечение должным образом защиты гидротехнических сооружений,

не актуализация паспортов безопасности по основаниям, указанным в постановлении Правительства РФ от 05.05.2012 № 460 «Об утверждении Правил актуализации паспорта безопасности объекта топливно-энергетического комплекса».

В целях недопущения указанных, а также иных нарушений федерального законодательства, устанавливающего требования к антитеррористической защищенности объектов ТЭК, рекомендуем руководителям таких организаций принять организационно-практические меры, в том числе:

строго руководствоваться Перечнем работ, непосредственно связанных с обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденным приказом Минэнерго России от 13.12.2011 № 587;

при проведении необходимых организационных мероприятий руководствоваться требованиями Федерального закона от 21.06.2011 № 256-ФЗ и техническими требованиями постановлений Правительства РФ от 05.05.2012 № 458 дсп, от 19.09.2015 № 993 дсп;

при разработке технической документации на проектирование и внедрение инженерно-технических средств охраны рекомендуем руководствоваться Градостроительным кодексом Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ, постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», приказом Минстроя России от 01.03.2018 № 125/пр «Об утверждении типовой формы задания на проектирование объекта капитального строительства и требований к его подготовке», «ГОСТ Р 21.101-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Система проектной документации для строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации» (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 23.06.2020 № 282-ст) и других нормативных актов Российской Федерации в части касающейся;

в целях обмена опытом в деле обеспечения безопасности объектов ТЭК проводить семинары, рабочие встречи с представителями других субъектов ТЭК;

при модернизации (реконструкции) и проектировании объектов ТЭК обращаться в специализированные организации, имеющие соответствующую аккредитацию и опыт;

для повышения квалификации и профессиональной переподготовки своевременно направлять в образовательные организации Минэнерго России и иные ведомственные ВУЗы вновь принятых специалистов, обеспечивающих безопасность и антитеррористическую защищенность объектов ТЭК;

планировать и проводить мероприятия по повышению безопасности функционирования объектов, для чего заблаговременно и качественно разрабатывать техническую документацию с целью заключения договоров на поставку и монтаж инженерно-технических средств охраны в специализированных организациях;

в случае неисполнения своевременно предписания об устранении нарушений направить (не позднее чем за 10 рабочих дней до окончания срока истечения действия предписания) в контролирующий орган мотивированное обращение о продлении срока его исполнения, но не более чем на 1 год;

при выявлении межведомственными комиссиями по категорированию на собственных объектах недостатков антитеррористической защищенности, включать в паспорта безопасности реальные сроки выполнения мероприятий по совершенствованию и реконструкции инженерно-технических средств охраны.

Отмечаем, что Федеральным законом от 28.06.2022 № 230-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса».

Так, субъекту ТЭК, являющемуся головной организацией, по решению Правительства России может быть предоставлено право на учреждение частной охранной организации исключительно для обеспечения физической защиты принадлежащих ему и (или) его дочерним обществам на праве собственности или ином законном основании объектов ТЭК.

Кроме того, в частности, уточнены: требования к паспорту безопасности объекта ТЭК; организации, которые могут привлекаться для обеспечения физической защиты объекта ТЭК в зависимости от присвоенной ему категории опасности; обязанности субъектов ТЭК.

Расширен перечень видов деятельности, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Уточняется порядок категорирования объектов ТЭК. В частности, установлено, что по результатам категорирования объекту ТЭК категория опасности может не присваиваться.

Правительство России вправе установить перечень видов объектов ТЭК, не подлежащих категорированию.

Субъекты ТЭК, владеющие на праве собственности или ином законном основании объектами, которым не присвоена категория опасности, либо объектами, которые не подлежат категорированию, самостоятельно определяют требования обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности таких объектов.

__________________________

Отдел государственного контроля

Управления Росгвардии по Республике Саха (Якутия)


Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации