Управлением Росгвардии республики проводятся мероприятия по осуществлению государственного контроля за обеспечением безопасности объектов ТЭК, которым присвоена категория опасности.
В настоящее время под контролем находится 32 субъекта ТЭК со 161 категорированным объектом, в том числе 7 средней и 154 низкой категории опасности.
Планом плановых проверок объектов ТЭК на 2025 год предусмотрены проверки 30 объектов, кроме этого намечен ряд внеплановых контрольных мероприятий.
Так, в течение полугодия плановыми/внеплановыми проверками охвачено 22 объекта ТЭК, при этом вскрыто 88 нарушений антитеррористической защищенности и факт неисполнения предписания об устранении ранее выявленных нарушений.
В отношении юридических и должностных лиц составлено 7 административных протоколов по статьям 19,5 20.30 КоАП РФ, назначены 2 предупреждения и вынесены штрафные санкции на общую сумму 55 тысяч руб.
Проведенный анализ выявленных нарушений свидетельствует о том, что наиболее характерными продолжают оставаться такие, как несоответствие инженерно-технических средств охраны требованиям, предъявляемым к оборудованию объектов, что составляет 89% от общего числа выявленных нарушений.
Помимо этого, отмечено ненадлежащее исполнение ответственными лицами должностных обязанностей, в результате чего допущены административные правонарушения против порядка управления, а также посягающие на общественный порядок и общественную безопасность.
Факты систематического невыполнения требований в области надлежащего обеспечения инженерно-технической укрепленности объектов ТЭК указывают на игнорирование субъектами ТЭК законных требований Росгвардии, то есть имеет место быть формальный подход к их реализации, что недопустимо в условиях геополитической напряженности.
При этом руководители ссылаются на 3 основных фактора несвоевременного устранения нарушений:
природно-климатические условия республики и связанные с ними сложности при проектировании инженерно-технических средств охраны;
отсутствие денежных средств у субъектов ТЭК на мероприятия по устранению нарушений, влекущие значительные финансовые вложения;
принятия комплекса мер по разработке, утверждению сложной технической документации, определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) на конкурсной основе, предусмотренной законодательством в сфере закупок товаров, работ и услуг.
Между тем в условиях нарастающей геополитической напряженности антитеррористическая политика субъектов ТЭК должна способствовать повышению устойчивости функционирования объектов ТЭК, опирающейся на принципы всеобщей, равной и неделимой безопасности, углублению многостороннего взаимодействия без разделительных линий и блоковых подходов в целях совместного решения проблем безопасности.
Поскольку угрозы безопасности в рассматриваемой сфере носят не временный (сиюминутный) характер и требуют адекватного проведения повседневных превентивных мер для их минимизации, пунктом 4 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» определен принцип непрерывности процесса обеспечения безопасности объектов ТЭК.
Таким образом, реконструкция (модернизация) объектов ТЭК должна проводиться в кратчайшие сроки для достижения целей обеспечения безопасности.
В целях недопущения указанных, а также иных нарушений федерального законодательства, устанавливающего требования к антитеррористической защищенности объектов ТЭК, рекомендуем руководителям принять организационно-практические меры, в том числе:
при проектировании инженерно-технических средств охраны (защиты), категорировании и актуализации паспортов безопасности объектов ТЭК принимать во внимание новый вид потенциальной угрозы с использованием (применением) беспилотных аппаратов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2024 № 221 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 2 октября 2013 г. № 861»;
в целях принятия решения о допуске лиц к работе, непосредственно связанной с обеспечением безопасности объектов ТЭК, проводить проверочные мероприятия по установлению фактов наличия (отсутствия) неснятой или непогашенной судимости за совершение умышленных преступлений, уголовного преследования, двойного гражданства (подданства) либо вида на жительства на территории иностранного государства, психического заболевания, алкоголизма или наркомании;
при проведении необходимых организационных мероприятий руководствоваться требованиями Федерального закона от 21.06.2011 № 256-ФЗ, постановления Правительства Российской Федерации от 03.08.2024 № 1046, а также Перечнем работ по обеспечению безопасности объектов ТЭК, утвержденным приказом Минэнерго России от 13.12.2011 № 587;
для повышения квалификации и профессиональной переподготовки своевременно направлять в образовательные организации Минэнерго России и иные ведомственные ВУЗы вновь принятых специалистов;
в целях обмена опытом в деле обеспечения безопасности проводить (принимать участие) семинары, рабочие встречи с должностными лицами заинтересованных государственных органов и представителями других субъектов ТЭК;
в случае неисполнения своевременно предписания об устранении нарушений направить (не позднее, чем за 10 рабочих дней до окончания срока истечения действия предписания) в контролирующий орган мотивированное обращение о продлении срока его исполнения, но не более чем на 1 год.
Напоминаем также, что с 30 ноября 2024 года вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации № 1691, которым установлены дополнительные требования к антитеррористической защищенности объектов, включенных в Перечень критически важных объектов отраслевых федеральных органов исполнительной власти, в том числе объектов высшего приоритета, подлежащих первоочередному оснащению средствами обнаружения и противодействия противоправному применению беспилотных судов.
В этой связи и в целях усиления безопасности объектов рекомендуем субъектам ТЭК обращаться в письменной форме в адрес территориальных органов Росгвардии о проведении профилактических визитов (в форме осмотра) и профилактических бесед по месту нахождения объектов либо путем использования видео-конференцсвязи с выдачей разъяснений рекомендательного характера.
Отдел государственного контроля
Управления Росгвардии по Республике Саха (Якутия)