AAAAA A A А x

Анализ практики осуществления федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны за 1 полугодие 2025 года

Управлением Росгвардии республики контролируется деятельность подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны.
Всего под контролем находится 12 подразделений, обеспечивающих охрану 147 объектов, в т.ч. 6 подразделений охраны юридических лиц и 64 их объекта, а также 6 подразделений ведомственной охраны (83 объекта).
Планом плановых проверок обозначенных подразделений охраны на 2025 год предусмотрены 5 проверок в отношении 22 собственных и охраняемых объектов, а также ряд внеплановых контрольных мероприятий.
По итогам 1 полугодия 2025 года осуществлено 6 плановых и внеплановых проверок, в ходе которых выявлено 13 нарушений, факт неисполнения 2 предписаний об устранении ранее выявленных нарушений охранной деятельности. Составлены протоколы об административных правонарушениях по статьям 19.5, 20.8, 20.12, КоАП РФ с выдачей предписаний об их устранении, а также наложением штрафных санкций.
Следует отметить, что в ходе правоприменительной практики сотрудниками Росгвардии наиболее часто выявляются следующие нарушения обязательных требований в организации охранной деятельности:
несоблюдение порядка прохождения работниками государственной дактилоскопической регистрации, установленного пунктами «у» и «т» статьи 9 Федерального закона от 25.07.1998 № 128-ФЗ;
несвоевременное прохождение работниками профилактического медицинского осмотра, включающего в себя химико-токсикологическое исследование наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов;
нарушение порядка прохождения частными охранниками и работниками периодических проверок на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств;
отсутствие специальных средств противодействия беспилотным аппаратам из расчета, позволяющего обеспечить безопасность объектов;
ненадлежащее прохождение работниками профессиональной подготовки в соответствии с принятыми программами подготовки.
В целях недопущения указанных, а также иных нарушений федерального законодательства, регламентирующего охранную деятельность, рекомендуем руководителям принять организационно-практические меры, в т.ч.:
организовать должный уровень контроля за прохождением работниками ежегодных медицинских осмотров и периодической проверки на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств;
обеспечить соблюдение порядка прохождения государственной дактилоскопической регистрации работниками ведомственной охраны в соответствии с пунктами «у» и «т» статьи 9 Федерального закона от 25.07.1998 № 128-ФЗ, при необходимости в целях уточнения сведений проводить сверки с территориальными органами Росгвардии;
осуществлять заблаговременное снабжение работников специальными средствами, в том числе по противодействию беспилотным аппаратам;
в случае неисполнения своевременно предписания об устранении нарушений направить (не позднее чем за 10 рабочих дней до окончания срока истечения действия предписания) в контролирующий орган мотивированное обращение о продлении срока его исполнения, но не более чем на 3 месяца.
Напоминаем, что частями 36 и 37 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа (должностного лица) войск национальной гвардии Российской Федерации, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в установленных сферах деятельности, и повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 36 указанной статьи.
Отмечаем, что Федеральным законом от 04.08.2023 № 440-ФЗ внесены поправки в статьи 11, 15, 16 Федерального закона от 14.04.1999    № 77-ФЗ «О ведомственной охране» в части расширения полномочий работников ведомственной охраны.  
Так, в целях пресечения движения и отражения нападения беспилотных воздушных судов работники ведомственной охраны или лица, находящиеся на этих объектах, могут применять специальные технические средства противодействия, вплоть до огнестрельного оружия (в качестве крайней меры).
Такое пресечение осуществляется посредством подавления или преобразования сигналов дистанционного управления беспилотными воздушными судами, воздействия на их пульты управления, а также повреждения или уничтожения данных судов.
Порядок принятия решения о пресечении нахождения беспилотных воздушных судов в воздушном пространстве в указанных целях, а также перечень должностных лиц ведомственной охраны, уполномоченных на принятие такого решения, определяется руководителем федерального государственного органа, федерального органа исполнительной власти, высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации.
Данный порядок обеспечивает подразделения охраны правовыми основаниями для противодействия террористическим, диверсионным и иным преступным посягательствам.  


Отдел государственного контроля
Управления Росгвардии по Республике Саха (Якутия)

Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации